Для инвалидов

Электронные услуги

Государственные программы


ДАВАЙТЕ ПОГОВОРИМ О НАРКОТИКАХ
26.11.2015 15:24

Любой родитель знает, какое горе приносят в семью наркотики. Мысль о том, что мой ребенок может стать наркоманом настолько страшна, что большинство родителей предпочитают не поднимать в семье данную тему.

 

 

Из дневника наркомана:

«Первые дни, как я стал колоться, была эйфория: я начал писать стихи, рисовать картины… все, что бы я ни делал под кайфом – ото всего я получал колоссальное удовольствие. Я даже жалел тех, кто никогда не испытывал и не испытает ничего подобного. Я не боялся: все эти жуткие истории про опустившихся наркоманов однозначно не про меня. Я сильный – мне это не грозит. Поэтому доза сменяла дозу. Сколько длился этот период – сказать не могу, но  я даже не заметил, как удовольствие притупилось и блаженство сменилось необходимостью… Проблемы посыпались со всех сторон: из института исключили, девушка ушла, футбол бросил сам. Остались друзья и компьютер. Первых я постоянно кидал, не отдавая долги. Компьютер продал сам, когда уже в долг перестали давать. Ежедневная доза увеличивалась. Пришло время, когда я кололся для того, чтобы есть, пить, ходить, жить…»

 

Любой родитель знает, какое горе приносят в семью наркотики. Мысль о том, что мой ребенок может стать наркоманом настолько страшна, что большинство родителей предпочитают не поднимать в семье данную тему.

Как показывает практика, часто обеспечить надежную защиту детей от наркотиков мешают заблуждения родителей. Многие думают, что:

  • Если мы в свое время, когда были подростками, не пристрастились к чему-то плохому, значит, и наши дети не пойдут на это;
  • Мы хорошо знаем внутренний мир своего ребенка
  • Провести беседу о вреде наркотиков или предложить ребенку что-то почитать на эту тему – вполне достаточная воспитательная мера в формировании негативного отношения к наркотикам.
  • Чем меньше информации на тему наркотиков, тем лучше.
  • Благополучие ребенка зависит только от того, сколько мы вложили в него сегодня (основными вложениями считаются деньги и знания).
  • Следует пустить все на самотек – ребенок настолько разумен, что инстинкт самосохранения его вовремя остановит.

 

Мы попробуем разобраться, как и в каком возрасте нужно говорить с детьми о наркотиках.

Родителям может показаться, что в 7-8 лет дети слишком малы для таких тем, хотя данные беседы необходимо проводить уже со старшими дошкольниками, так как большинство детей данного возраста уже кое-что слышали о наркотиках благодаря СМИ. Дошкольное детство можно со всей уверенностью назвать основным этапом формирования личности. Именно в эти годы формируется основа дальнейшей жизни человека, его успешности или неуспешности, психологического и физического благополучия или неблагополучия.

Расскажите, что любое вещество, которое человек принимает внутрь, отличное от пищи, может быть вредным. Поясните, как наркотики мешают работе организма и могут привести к очень плохому самочувствию и даже вызвать смерть. Разъясните понятие привыкания, что употребление наркотика может стать вредной привычкой, от которой невозможно избавиться. Похвалите ваших детей за хороший уход за собой, за употребление здоровой пищи, за правильную гигиену, за физические упражнения.

Младшие школьники. Дети в этом возрасте еще очень сильно доверяют родителям и могут обсуждать с ними любые темы, мнение родителей пользуется неоспоримым авторитетом. Для того, чтобы начать разговор, можно просто спросить: "Что ты слышал(а) о наркотиках, как ты думаешь, это хорошо? ". Очень важный момент для родителей - это просто слушать ответы ребенка, не прерывая их. Дайте им все свое внимание, независимо от того, что они говорят, будьте  терпеливыми и внимательно слушайте ребенка. Теперь, когда ребёнок рассказал вам, что он слышал или знал о наркотиках, настало время, получить ему правильную информацию. Теперь вы должны рассказать всю правду о наркотиках, не приукрашивая, не сгущая краски, не пугая. Смысл состоит в том, чтобы дать ребенку правильную точную информацию о наркотиках, чтобы он сам мог принимать обоснованные решения по своим собственным выводам о вреде наркотиков.

В возрасте 9-11 лет в жизни ребенка большое значение приобретают друзья. Дети покидают свое узкое и лучше защищающее окружение и вступают в более многочисленную и более разобщенную толпу детей. Друзья постарше могут познакомить вашего ребенка с алкоголем, табаком и наркотиками. Поэтому ребенку важно знать о воздействии приема психоактивных веществ на организм, включая опасность наступления комы или смертельной передозировки.

Отрепетируйте возможные сценарии, при которых друзья предлагают наркотики. Пусть ваши дети поучатся произносить с чувством "Это очень вредно!". Разрешите им сослаться на вас: "Моя мама убьет меня, если я выпью пиво!". Научите его повторять "нет" столько, сколько нужно. Чем больше раз он произнесет «нет», тем четче будет его осознание правильности такого выбора. Проиграйте этот сценарий.

Также очень важно познакомиться с друзьями ваших детей, всегда знать, где они проводят время и чем им нравится заниматься вместе. Подружитесь с родителями друзей ваших детей.

Общение с подростком.  Подростки руководствуются мнением ровесников и их привлекают опасности. Хотя подростки и в самом деле не воспринимают беседы родителей, борясь за свою независимость, они нуждаются в поддержке, участии родителей больше, чем когда либо. В беседе с подростком о наркотиках самое важное - это разговор на равных.

Используйте все возможности для разговора о наркотиках, которые возникают сами собой. Сюжет по телевизору, фильм, журналы.
Не нужно читать наставлений, чётко и ясно расскажите свою позицию по отношению к наркотикам и алкоголю, дайте информацию о вреде и последствиях. Вы должны быть примером ребёнку, и если вы курите перед ребенком или через день пьяны, то прекратите разговоры о вреде зависимости и разберитесь со своей проблемой.

Расставляя акценты в своей беседе, стоит обратить внимание подростка на то, как потребление наркотиков скажется на значимых для него ценностях: что произойдет с его увлечением спортом, математикой, музыкой, танцами и так далее. Подчеркивая достоинства своего ребенка, родители тем самым повышают его семейный статус и значимость, что, кстати, является наиглавнейшим условием успешности любой профилактической лекции.

Другим важным условием является отсутствие угроз, даже косвенных. Такие фразы, как: «Если я узнаю, что ты попробовал(а) марихуану…», «если хоть кто-нибудь скажет мне, что ты употреблял(а) наркотики…» лучше избегать. Единственная вещь, которая транслируется ребенку такими фразами, звучит примерно так: «Я не желаю быть в курсе твоих проблем». И не будете. Но это не значит, что не будет самих проблем.

Важно постепенно объяснить подростку, что:

1.  Взрослый человек – не тот, которому все позволено, которого не накажут, потому что он уже взрослый. Взрослый – человек разумный, способный нести ответственность за свой выбор, который не зависит от давления других людей.

2.  Выбирая наркотики, ты поддаешься влиянию сверстников-наркоманов, которые диктуют тебе свою волю, а такой выбор нельзя назвать свободным!

3.  Героизм, смелость, «взрослость» - не в том, чтобы попробовать наркотик, а в том, чтобы отказаться от него, даже и не пробуя.

4.  Употребляя наркотики, наркоман рискует заразиться СПИДом, гепатитом, туберкулезом, получить заражение крови.

5.  Психическая зависимость неизбежно влечет за собой зависимость физическую. Пропустив прием очередной дозы, наркомана мучает ломота в суставах, рвота, озноб, холодный пот, боли в животе, перепады температуры. Тяжелый грипп + пищевое отравление = ¼ того, что испытывает наркоман в период ломки.

6.  Наркомания напрямую связана с нарушением закона. Провести свою молодость в тюрьме – далеко не радужная перспектива!

Употребление наркотиков перечеркивает будущее: поступление в ВУЗ, устройство на престижную высокооплачиваемую работу, возможность иметь здоровых детей и иметь их вообще.

И независимо от возраста:

  • Всегда общайтесь со своим ребенком. Если вы перестанете общаться, то он пойдет со своими проблемами туда, где его будут слушать. А между вами и вашим ребенком станет стена. И главное, не путайте общение с нравоучениями.
  • Старайтесь всегда выслушать своего ребенка и понять его убеждения. Не спорьте и не навязывайте свою точку зрения. Относитесь к ребенку не как к своей собственности, а как к равноправному партнеру и считайтесь с ним.
  • Расскажите о своем детстве и юности. Выслушав вас ребенок поймет, что вы сталкивались с такими же проблемами, как и он. Часто дети думают, что их переживания исключительны , что кроме них такого еще никто не переживал.
  • Будьте всегда поддержкой  ребенку. Пусть он знает, что может обратиться к вам в любой момент и вы всегда окажете ему помощь. Ребенок должен знать, что он интересен вам, что вам не безразлично где он и с кем.
  • Старайтесь проводить время с ребенком и дружить с его друзьями. Даже если вы считаете, что друзья вашего ребенка ему совсем не подходят. Лучше приглашайте их к себе домой. Так вам будет удобнее контролировать их времяпровождение.
  • Будьте тверды в своих убеждениях и последовательны в поступках. Дайте понять ребенку, что вы не меняете своих убеждений и что на вас нельзя оказать давления.

Будьте достойным примером подражания для своих детей!

 

 

ОБУЗ "Курская городская больница 6"

медицинский психолог

Медянцева Ирина Геннадьевна

 

Поиск по сайту

ОБУЗ "Курская городская больница №6", г. Курск, ул.Союзная, 30